?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
A350 XWB в деталях
Dron-sd
dron_sd
Закончилось главное авиационное мероприятие этого года – Международный авиационно-космический салон МАКС-2015. Самолеты разлетелись по аэродромам базирования, участники подводят итоги выставки, а гости авиасалона просматривают фотографии и делятся впечатлениями. Покинул авиасалон и один из самых интересных участников этой выставки – широкофюзеляжный лайнер компании Airbus A350-900. Он сделал это еще рано утром в пятницу. Это связано с плотным графиком испытаний. Я хотел бы поближе познакомить вас с этой интересной машиной.
1.


A350 XWB – это современный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, разработанный для замены самолетов A330 и A340. XWB означает Extra Wide Body  — сверхширокий фюзеляж. Конструкция самолета выполнена с широким использованием композиционных материалов, доля которых занимает 53%.
2.


Самолет прилетел в Жуковский в понедельник – 24 августа. Подробнее об этой встрече можно прочитать здесь. Это самый первый A350 с серийным номером MSN 001. Он впервые поднялся в воздух 14 июня 2013 года. Всего было построено пять тестовых машин. Вместе они налетали более 2600 часов.
3.


На этом первом A350-900 проводились основные испытания систем самолета и двигателей. Так же он участвовал в испытаниях на флаттер, выполнял взлет при пониженной тяге двигателей, посадку с боковым ветром, и многое другое.
4.


На самолете установлены два турбовентиляторных реактивных двигателя с большой степенью двухконтурности - Trent XWB компании Rolls-Royce.
5.


Носовая опора шасси.
6.


На фюзеляже самолета имеется много отметин. Каждая из них обведена маркером и пронумерована. Это следы от попадания молний. Дело в том, что самолет проходил испытания на обледенение в полете. Для образования льда на поверхности крыла необходимо пройти через кучево-дождевые облака. Это мощные и плотные облака, нижние уровни которых состоят основном из капелек воды, а в более высоких уровнях, где температуры намного ниже 0 °C, преобладают кристаллики льда. При этом в кучево-дождевых облаках наиболее часто возникают молнии. После каждого такого полета планер тщательно проверялся, и фиксировались все места попадания разрядов молний в самолет. Максимальное количество попаданий за один полет составило 69 раз.
7.


Под композитной обшивкой имеются металлические проводники, отводящие статическое электричество и электрические разряды от молний и коротких замыканий в обход оборудования на крайние точки крыла, оперения и фюзеляжа, где по специальным токосъемникам ток сливается в атмосферу.
8.


Нижняя поверхность фюзеляжа.
9.


Одна из дверей самолета. Она не оборудована аварийным трапом и декоративными панелями. Для тестовой машины это не требуется.
10.


Крыло самолета более жесткое, чем у Boeing 787. Поэтому в полете оно почти не гнется.
11.


12.


Фирменная законцовка крыла самолета A350 XWB. На ней видны токосъемники в виде палочек. Так же на нее наклеены нити, необходимые для определения зон турбулентности на поверхности крыла при различных режимах полета. Нити используются только на тестовых машинах.
13.


С обоих сторон фюзеляжа из иллюминатора самолета выступают трубки с датчиками. Они необходима для испытаний на обледенение. В то время, когда все гражданские суда стремятся обходить кучево-дождевые облака, этот самолет наоборот специально летал сквозь них. Это оборудование помогает найти зоны, где начинается образование льда на поверхности планера. Камера позади фиксирует все происходящее.
14.


Кабина пилотов. Оснащена ЖК мониторами, боковыми ручками управления самолетом - Side-stick и индикаторами лобового стекла – ИЛС.
15.


16.


Верхняя панель управления в кабине пилотов.
17.


Зайдя в салон, сразу понимаешь, что борт предназначен для испытаний. Здесь нет декоративных панелей, светодиодной подсветки, багажных полок и комфортных кресел. Здесь все создано для тестов.
18.


Все оранжевые детали и провода являются временными и не входят в конструкцию серийных машин. Они нужны для проведения испытаний. Общая протяженность оранжевой проводки составляет более 500 км.
19.


20.


На борту установлено около 4500 элементов измерительной аппаратуры. Среди них датчики давления, температуры, ускорения и многие другие. Так же самолет оборудован 15-ю вдеокамерами, которые фиксируют работу различных зон крыла, фюзеляжа, работу двигателей, шасси и так далее.
21.


Рабочая станция для инженеров-испытателей. На борту имеется две станции. Это основная для трех инженеров. Вторая станция рассчитана на двух человек. От сюда можно наблюдать за всеми системами самолета, показаниями приборов, анализировать информацию от различных датчиков и контролировать эксперименты.
22.


В центре салона расположены серверы, на которые записываются все данные со всех измерительных элементов, включая видеосигналы от камер и записи звуков от микрофонов.
23.


Это печки. Однако они нужны не для обогрева, как это может показаться. Они создают загрузку электросети самолета, имитируя присутствие на борту пассажиров, каждый из которых во время полета играет в видеоигры, смотрит фильм, заряжает телефон и так далее. В носовой части установлено четыре подобных печки. В хвостовой части их шесть. Как отметил инженер-испытатель Паскаль Верно, во время испытаний с работающими печками из Дубая в Тулузу на борту было очень жарко.
24.


Резервуары для имитации пассажиров. Каждый из них заполнен водой с гликолем. На борту имеется мощная система по перекачки жидкости в этих резервуарах между носовой и хвостовой секциями для обеспечения необходимой центровки самолета. Перемещение 10 тонн жидкости происходит за 4 минуты.
25.


26.


На левую консоль крыла нанесены черные полосы. Они необходимы для визуального контроля экспериментами по обледенению. Когда лед начинает покрывать крыло, полосы исчезают. Это дает возможность понять, какие участки крыла покрыты льдом.
27.


Все это так же фиксируется на камеру и заносится в базу данных.
28.


Грузовой отсек самолета. Он имеет шариковый пол, который помогает перемещать грузы по грузовой палубе.
29.


Хвостовая дверь по левому борту самолета.
30.


Вертикальное оперение.
31.


Спустившись вниз по трапу, я обошел самолет еще раз и осмотрел основные стойки  шасси.
32.


33.


Под фюзеляжем в обтекателях расположены две камеры, снимающие стойки основных опор. Кстати, камеры находятся так же и во всех нишах шасси.
34.


На этом самолете проводились испытания по прерванному взлету с полной энергией торможения. Каждое колесо основной опоры шасси снабжено вентилятором для охлаждения тормозов. Это опция для авиакомпаний. Но на сегодняшний день все 6 самолетов, переданные авиакомпаниям для коммерческой эксплуатации, имеют эти вентиляторы.
35.


36.


Спасибо огромное всем летчикам и инженерам-испытателям за гостеприимство. Так же огромное спасибо инженеру-испытателю Паскалю Верно за проведенную экскурсию и ответы на вопросы. И особое спасибо Марии Шляхтовой за возможность посетить этот интересный самолет.

Вот такие дела.

Recent Posts from This Journal

  • Кубинка - 80 лет

    12 мая 2018 года на аэродроме Кубинка прошло празднование 80-летия 237-го Центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба. В праздничном…

  • Встреча с МС-21 в Жуковском

    Вчера 17 октября 2017 года новый российский самолет МС-21 перелетел из Иркутска в подмосковный город Жуковский. Я никогда не видел этого самолета…

  • Работа Korean Air в Шереметьево

    4 октября 2017 года в международном аэропорту Шереметьево прошло мероприятие, посвященное крупнейшей авиакомпании Южной Кореи и одному из лидеров…

  • Новый авиаперевозчик в Шереметьево – Atlasglobal

    25 сентября 2017 года в Международном аэропорту Шереметьево прошла торжественная встреча первого рейса авиакомпании Atlasglobal из Стамбула. На…

  • Архитектурный комплекс “Создатели авиации России”

    22 сентября 2017 года в городе Жуковском прошло торжественное открытие архитектурного комплекса под названием “Создатели авиации…

  • Азимут в Москве

    21 сентября 2017 года в Международном аэропорту Внуково прошла встреча нового авиаперевозчика, базирующегося на юге России – авиакомпании…



  • 1
Как здорово ты все написал, Андрей!

Спасибо! Старался... )))

круто и оч интересно, спасибо!

Спасибо. Рад что понравилось.

А про конструкцию адаптивного крыла у тебя нет случаем подробностей? А то я слышал, но так и не понял в чем именно его уникальность и автоматическая адаптивность к режимам полета. Я так понял, что адаптивность достигается как раз гибкостью крыла, а ты пишешь, что оно более жесткое, чем у 787

Сейчас расскажу. Адаптивное крыло не связано с его жесткостью. У каждого крыла есть фокус - точка, относительно которой момент аэродинамических сил не зависит от угла атаки. Если вкратце, этот фокус влияет на распределение аэродинамических сил на крыле и зависит от хорды крыла. Хорда - это линия, параллельная продольной оси самолета и соединяющая носок крыла с его законцовкой. У A350 есть возможность изменять точку фокуса крыла путем выдвижения закрылков в крейсерском полете буквально на сантиметр (то есть увеличивая хорду крыла). Это позволяет разгрузить крыло. Такая же система есть и на 787, но A350 отличается тем, что он может передвинуть точку фокуса не только по хорде (то есть параллельно фюзеляжу), но и по размаху крыла. Это производится путем выдвижения разных секция закрылков на разные расстояния. То есть адаптировать крыло под различные фазы полета. Это и есть краткий смысл адаптивного крыла.

Спасибо за интересный и подробный рассказ. За потрясающие фотографиии - отдельное)))))

Самый лучший репортаж! Доходчиво, понятно и интересно :) Спасибо!

Спасибо! Я рад что понравилось. )))

На этом первом A350-900 проводились основные испытания систем самолета и двигателей. Так же он участвовал в испытаниях на флаттер, выполнял взлет при пониженной тяге двигателей, посадку с боковым ветром, и многое другое.

---
А вот вопрос, каждый тестовый самолет строится для каких-то своих видов испытаний?
Или каждый имеет "обязательную" программу и какую-то специфическую?

Есть обязательная программа для сертификации, которая раскидывается по самолетам.
Чем больше самолётов - тем быстрее пройдут испытания.

Вот тут писал, чем занимался каждый из 6 испытательных самолетов 787
http://fox511.livejournal.com/42301.html

Спасибо огромное! 787 и 350 - мечта. 787 как бы поближе. В Сиэтле, в музее авиации смотрел его и тут у японцев летает! А вот 350, пока не представляю, как на нем полететь. Но полечу ))))

Мне 787 тоже ближе. Но А350 тоже интересный аппарат. ))) А в Сиэтле в музее я тоже был)))

Мне тоже А350 понравился. Два года назад на него переучился в Тулузе. Тоже довелось пообщаться с Фрэнком и Паскалем.
Мы начинаем переучивать наших пилотов с 3 октября.
Спасибо за репортаж!!

Здорово!!! А на чем еще летаете?

  • 1