Dron-SD (dron_sd) wrote,
Dron-SD
dron_sd

Category:

Ил-2 – возвращение в небо

Настоящей премьерой авиасалона МАКС-2017 стал самолет, которому на самом деле уже более 70 лет. Это легендарный штурмовик времен Великой Отечественной Войны – Ил-2. Самолет имеет непростую судьбу. 68 лет он пролежал на дне озера на глубине около 20 метров. И кажется просто невероятным спустя столько времени видеть его в небе. Огромную работу по восстановлению самолета проделали в Новосибирске. Проект был реализован при поддержке ПАО “ОАК”, Авиационного комплекса им.Ильюшина и Фонда содействия сохранению военно-исторических самолетов “Крылатая память Победы”.
1.


Ил-2 – самый массовый боевой самолет в мире. Эта машина производилась с 1941 по 1945 год, и всего было построено 36183 самолета. Его прототип впервые поднялся в воздух 2 октября 1939 года. Главной особенностью Ил-2 является то, что его броня включена в силовую схему планера. Она заменила собой обшивку и силовой набор всей носовой и средней части фюзеляжа.
2.


Но давайте вернемся к событиям Великой Отечественной Войны. Ил-2, представленный на МАКСе, входил в 46-й штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота, который был образован весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943 года 46-й штурмовой авиационный полк (ШАП) был передан в состав Северного флота и перебазирован на аэродром Ваенга-2 в Мурманской области. Со временем этот аэродром  был переименован в Североморск-2, а поселок при аэродроме Сафоново-1. В июне 1943 года полк приступил к боевым вылетам. Вместе с традиционной работой по наземным целям 46-й штурмовой авиационный полк принимал участие и в атаках надводных целей. Штурмовиками применялось топмачтовое бомбометание. Это способ, использующий свойство авиабомб рикошетировать от водной глади. 46-й ШАП сыграл важнейшую роль в уничтожении немецких кораблей, совершающих каботажное плавание, то есть плавание между морскими портами без выхода в открытое море.
3.


25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП совместно с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 других авиасоединений и в сопровождении истребителей выполнили 2 боевых вылета. Целью были аэродромы Хебугтен и Луостари. Из-за плохих метеоусловий в первом вылете штурмовикам пришлось наносить удар по запасной цели. Был потерян один экипаж 46-го ШАП. Аэродром Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2.
4.


Во время второго вылета после улучшения погоды штурмовики Ил-2 46-го ШАП в сопровождении истребителей отправились наносить удар по аэродрому Луостари. Для младшего лейтенанта Валентина Скопинцева, пилотирующего представленный на МАКСе Ил-2, это был всего лишь 3-й боевой вылет, а для его стрелка Владимира Гумённого – 2-й. Штурмовики были встречены ожесточенным зенитным огнем и немецкими истребителями. В небо были подняты не менее 25-и самолетов Messerschmitt Bf.109. Завязался воздушный бой. В боевом донесении указывается, что в результате бомбо-штурмового удара на земле было уничтожено не менее 10 самолетов противника, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. В воздушном бою штурмовиками было сбито 5 вражеских истребителей Messerschmitt Bf.109. Еще 8 были уничтожены истребителями сопровождения. С нашей стороны было потеряно 6 штурмовиков и 5 истребителей сопровождения. Несмотря на малый опыт командира Валентина Скопинцева, на его счет добавились два уничтоженных самолета на земле и одна подавленная зенитная точка. Стрелок Владимир Гумённый сбил один Messerschmitt Bf.109.
5.


Ил-2 Валентина Скопинцева был подбит. Из-за повреждений, полученных в воздушном бою, у самолета отказало стрелково-пушечное вооружение и шасси. Стрелок Владимир Гумённый был ранен. По дороге домой поврежденный в бою двигатель заглох, не дотянув до аэродрома около трех километров. Изрешеченный самолет произвел вынужденную посадку на брюхо на лед замерзшего озера Кривое. Скопинцев выбрался из кабины и вытащил раненого товарища. Непрочный ноябрьский лед вскоре проломился и самолет затонул.
6.


В 1946 году Скопинцев Валентин Михайлович по состоянию здоровья был списан с летной работы и в 1947 году в звании старшего лейтенанта уволен в запас. Он совершил 50 боевых вылетов на самолетах Ил-2. За годы военной службы он был награжден 3-я орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени.
7.


Поиски самолета были инициированы детьми Валентина Михайловича Скопинцева: Олегом и Евгенией. История отца о посадке на замершее озеро побудила Олега обратиться в фонд “Крылатая память Победы”. Самолет был найден в декабре 2011 года на глубине около 20 метров озера Кривое близ поселка Сафоново-1 в Мурманской области. Холодная вода северного озера, отсутствие кислорода, большая глубина и частично заилиный корпус самолета и крыло позволили сохранить машину в достаточно хорошем состоянии. Хвостовая часть самолета была выполнена из дерева и не сохранилась до сегодняшних дней.
8.


Ил-2 был поднят со дна озера и отправлен на реставрацию в Новосибирск. Первый этап проходил в мастерских ООО “Авиареставрация”. Затем самолетом занимались на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им.Чаплыгина. Реконструкция продолжалась около года. Удалось восстановить около 60% деталей. Вместо оригинального двигателя АМ-38 был установлен V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель “Allison”. Объединенная авиастроительная корпорация и компания “Ильюшин” договорились о финансировании большей части работ по реставрации легендарного самолета.
9.


10.


16 июня 2017 года восстановленный до состояния летной годности Ил-2 совершил первый полет. Пилотировал самолет генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им.Чаплыгина – Владимир Барсук.
11.


Это уже второй Ил-2 реставрируемый фондом. Первый находится в частном музее авиации “Flying Heritage Collection” в городе Эверетт в США. Он был обнаружен в 1991 году недалеко от реки Титовка в Мурманской области. Несколько лет спустя компания “Авиареставрация” в Новосибирске используя разные детали с трех других найденных самолетов Ил-2, восстановила его до летного состояния по заказу американской стороны. Самолет поднялся в воздух 27 сентября 2011 года. Он принял участие в Параде Памяти в Самаре 7 ноября 2011 года. А в 2012 году он был переправлен в США. Мне довилось наблюдать за его полетом. Подробнее можно прочитать здесь.
12.


Самолет Ил-2 является символом Великой Победы. Эта легендарная машина сражалась на всех фронтах. Невероятно, что самый массовый боевой самолет в мире насчитывает всего два летающих экземпляра. Хотя всего несколько лет назад он был всего один. Огромное спасибо всем, кто принимал участие в становлении этого самолета на крыло. Это настолько приятное чувство наблюдать за его полетом спустя столько лет.
13.


Вот такие дела.
Tags: МАКС, МАКС 2017, ОАК, авиасалон, ил-2, ретро
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • День летающих танков в музее “Flying Heritage Collection”

    В субботу 17 сентября 2016 года в музее авиации “Flying Heritage Collection” в городе Эверетт в США состоялось мероприятие под…

  • Boeing 737 - 50 лет в небе

    9 апреля 2017 года свой 50-летний юбилей празднует самый массовый пассажирский самолет в мире – Boeing 737. История этого лайнера начинается…

  • Легенды на МАКС-2017

    На прошедшем 13-м Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 всеобщему вниманию была представлена историческая экспозиция…

  • Подготовка Ту-144 к МАКС-2017

    Неумолимо приближается 13-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2017. Всего через пару дней он откроет свои двери для специалистов…

  • Иномарка для Red Wings

    19 мая 2017 года в международном аэропорту Домодедово состоялась торжественная встреча нового самолета авиакомпании Red Wings – лайнера A321.…

  • Авиационный учебный центр ВИМ-АВИА

    Сложно представить современный мир без авиации. Пассажирские перевозки стали неотъемлемой частью нашей жизни. Наверное, каждый из нас хоть раз в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments